«Жизнеописания» Вазари, не его
подробные рецептуры методов рабо0
ты в «трех искусствах рисунка –
архитектуре, живописи и скульпту0
ре» и содержательные, обоснован0
ные характеристики титанических
фигур Ренессансной культуры?
Десятилетие спустя (в 1575 году)
во Франции вышла книга Луи ле
Роя «О совершенстве этого века»,
где, в подражание Вазари, были
собраны биографии и отзывы
современников о французских
архитекторах эпохи Возрождения.
Из итальянцев в книгу попали всего
несколько: Брунеллески, Фьора0
ванти, Альберти, Серлио – так соз0
давалось впечатление, что фран0
цузский Ренессанс практически
совпал по времени с итальянским и
развивался во многом самостоя0
тельно.
Энциклопедические сборники,
посвященные биографиям и анали0
зу творчества российских архитек0
торов, не появились ни в XVI, ни в
XVII веках. Более или менее подроб0
но документировано строительство
Санкт0Петербурга, а систематическое
описание архитектурного процесса
в России началось лишь в период
правления Екатерины Второй. О
том, что происходило в российской
культуре на заре Нового времени,
как русский гений участвовал в
общеевропейском культурном подъе0
ме – сохранились только отрывочные
и тенденциозные упоминания, при0
надлежащие иностранным дипло0
матам и путешественникам. Лишь
несколько полулегендарных имен
осталось от эпохи Ивана Третьего и
Ивана Грозного, от времени, когда
строился московский Кремль и
высочайший расцвет переживала
российская деревянная архитекту0
ра. Не отсюда ли расхожее мнение,
что «эпицентр» творческого взрыва
в конце средневековья находился
именно в Италии, а к северным
окраинам Европы, не говоря уже о
Московии, ренессанс докатился спу0
стя столетия и в глубоко вторичных
формах?
В эпоху Просвещения первые
компендиумы – нечто среднее
между современными справочника0
ми «Who is who» и серией ЖЗЛ –
дополнились более систематиче0
ской и связной формой, энциклопе0
дией. Буквальный перевод этого
слова с древнегреческого – «води0
тель по путям круговращения
мира», и коренное отличие энцикло0
педии от жизнеописаний как раз и
заключается в стремлении создать
цельную картину мира, показать
общие связи и тенденции его
развития. Первые европейские
энциклопедии уделяли мало вни0
мания архитектуре и, тем более,
отдельным авторам. Ни «Энцикло0
педия» Дидро, ни первые эдин0
бургские выпуски «Британники» не
включали статей, посвященных
современным архитекторам. Толь0
ко после того, как «Британнику»
перекупили американцы, и центр
издания переместился в Чикаго, в
нем появились сведения о ведущих
мастерах архитектуры. В течение
двадцатого века таких статей ста0
новилось все больше. Те же тен0
денции можно проследить в анало0
гичных изданиях – немецком
«Брокгауз» и российском «Брокгауз
и Евфрон», а позже – в «Советской
энциклопедии». При этом, есте0
ственно, каждое издание сосредо0
тачивалось на своих национальных
достижениях.
Вторая половина ХХ века озна0
меновалась нарастанием числа
специализированных энциклопе0
дий. По мере того, как исчезали
универсальные мыслители и уче0
ные0энциклопедисты, специализа0
ция компендиумов становилась
все более узкой. Сегодня сложи0
лись устойчивые, проверенные
временем требования к подобному
изданию.
Вот они:
– авторы статей в специализиро0
ванной энциклопедии должны быть
авторитетными общепризнанными
профессионалами
высочайшего
уровня (так, среди авторов «Бри0
танники» в разное время выступили
более восьмидесяти Нобелевских
лауреатов);
– авторы не должны быть анга0
жированы. Даже в Советской энци0
клопедии большинство статей,
посвященных архитектуре, лишены
явной идеологической окраски,
хотя их единственным заказчиком,
естественно, являлось советское
правительство и КПСС;
– содержание статей должно
отражать современный уровень
понимания вопроса и, по возмож0
ности, носить объективный, без0
оценочный характер. Вполне допу0
стимо присутствие чьего0то субъек0
тивного мнения (с указанием авто0
ра этого мнения), но сама Энцикло0
педия, от лица которой пишутся
статьи, остается беспристрастной и
излагает только факты.
Немаловажный момент: энцикло0
педии издаются на высоком поли0
графическом уровне, отражающем
высокое качество их содержания.
Переплет, печать, бумага – все это
должно соответствовать тому авто0
ритету и доверию, которые поддер0
живается в обществе к самому
понятию Энциклопедии.
Все вышеперечисленное в полной
мере относится к всероссийской
энциклопедии «ЭЛИТАРХ» («Элита
Российской архитектуры»), которую
начинает издавать САР. В издание
войдут сведения не только об архи0
текторах, но и о тех деятелях архи0
тектурно0строительного комплекса,
которые оставили значительный
след в его развитии – организато0
ры, педагоги, ученые и так далее.
Кандидатуры на включение в Энци0
клопедию (как индивидуальные
авторы, так и коллективы) рассма0
триваются экспертным советом. Его
профессиональный уровень обес0
печивается участием наиболее
авторитетных и признанных масте0
ров архитектуры и строительства.
Объективность и беспристраст0
ность обеспечивается участием
государственной структуры – Коми0
тета по наградам и званиям при
Правительстве РФ и общественной
организации – Ассоциации «Граж0
данское общество». Положение и
статус Энциклопедии приведены в
соответствие с Конституцией и
законами РФ. К написанию и офор0
млению статей будут привлекаться
профессиональные журналисты и
дизайнеры. Издание будет выхо0
дить на высоком (подарочном)
полиграфическом уровне.
Необычным элементом энциклопе0
дии ЭЛИТАРХ станет орден Энцикло0
педии. Изготовленный из драгоцен0
ных металлов по оригинальному
дизайнерскому проекту, орден будет
вручаться в ходе торжественного
ритуала презентации Энциклопедии
ЭЛИТАРХ. Как и полагается серьезной
общественной награде, орден зареги0
стрирован в соответствии с междуна0
родным патентным правом и, следо0
вательно, обладает глобальным ста0
тусом. Так что и весь проект имеет
хороший потенциал для масштаби0
рования на международный уро0
вень. И это – шанс, который получает
отечественная архитектура, чтобы
определиться с точными критериями
мастерства и профессионализма,
чтобы зафиксировать достижения
отечественной архитектурной школы
в глобальной истории и чтобы постро0
ить надежный фундамент для пост0
кризисного развития всего архитек0
турно0строительного комплекса.
Лидин К.Л.
Доктор психологии
Культуролог
Кандидат технических наук
По материалам газеты «СА», № 9, 2011 г.
13
Э н ц и к л о п е д и я « Э Л И Т А Р Х »