12
Э н ц и к л о п е д и я « Э Л И Т А Р Х »
Внутри любого профессиональ0
ного сообщества существует более
или менее четкая иерархия, позво0
ляющая отличить мастера от крепкого
профессионала, а профессионала – от
нахального самозванца. В здоро0
вом, устойчиво функционирующем
обществе часто возникает впечатле0
ние, что такая система «распознава0
ния мастерства» появляется сама
собой, просто по велению здравого
смысла. Казалось бы, достаточно
трудиться талантливо и честно, и
результаты не заставят себя ждать,
коллеги и заказчики заметят тебя и
признают. Однако здравый смысл
перестает работать, по крайней
мере, в двух случаях. Во0первых,
профессиональная репутация не
«вырастает» самопроизвольно, если
цеховая организация превышает по
численности три0пять тысяч чело0
век. Этот предел обосновал и вычи0
слил еще Аристотель, развивая
идеи Платона об идеальном городе.
Идеальный полис не должен превы0
шать пять тысяч жителей, иначе
классическая демократия – упра0
вленческий апофеоз здравого смы0
сла – перестает функционировать.
Во0вторых, прочная репутация не
может сама собой сложиться в слу0
чае, когда профессиональное сооб0
щество коррумпировано, то есть,
знаки мастерства и профессиона0
лизма продаются за деньги (как это
произошло, например, с большин0
ством научных степеней и званий).
Жадность вообще лишает людей
здравого смысла, а коррупция –
особенно. Проблема усугубляется
тем, что даже подозрения в продаж0
ности достаточно, чтобы уровень
доверия к знакам профессионализ0
ма упал ниже необходимого. Заказ0
чик ведь не станет сам разбираться,
каким образом данный конкретный
специалист получил свои престиж0
ные звания и награды – если дове0
рие к ним подорвано, все они обес0
цениваются.
Строительный бум последних
десятилетий привел к стремительно0
му росту количества людей, зараба0
тывающих архитектурно0дизайнер0
ским трудом (и, неизбежно, к сни0
жению среднего уровня качества их
труда). Механизмы контроля про0
фессионализма в области архитек0
турного проектирования, отлажен0
ные еще в XIX веке, оказались кате0
горически не способны справиться с
потоком «новобранцев». Профес0
сиональное сообщество давно пре0
высило по своим размерам «предел
Аристотеля», а общий кризис дове0
рия в России и в мире вызвал
быструю девальвацию традицион0
ных знаков профессионального
мастерства. Как крайняя, отчаянная
мера возникло явление «звездных
архитекторов» – немногочисленных
авторов, пользующихся непререкае0
мым авторитетом уже не в профес0
сиональном, а в массовом информа0
ционном пространстве. Профессиона0
лизм «стархитекторов» подтверждал0
ся их глобальной всенародной
известностью, придавая им сомни0
тельное сходство со звездами эстра0
ды и кино. А для всех остальных
остается только путь подражания.
Сложилась странная ситуация, когда
признаком настоящего специалиста
стало повторение авторской манеры
кого0либо из «звезд», а вовсе не уни0
кальный собственный авторский стиль
(что, казалось бы, естественно следует
из творческого характера профессии).
Например, совсем недавно весьма
острый спор возник у меня с коллегой
по цеху архитектурной критики, кото0
рый искренне полагал, что делает боль0
шой комплимент одному из российских
архитекторов, всячески подчеркивая
его сходство с авторской манерой
Томаса Мэйна.
В качестве исторического аналога
сложившейся ситуации можно было
бы привести время, переходное
между Ренессансом и Просвещени0
ем. В Западной Европе в этот период
также оканчивался строительный
бум, в результате которого резко
выросло количество архитекторов и
так же упало доверие к общеприня0
тым знакам профессионализма.
Тогда выход был найден в форме
составления компендиумов – энцикло0
педических словарей и сборников
биографий тех, кого следует считать
истинными мастерами.
В середине шестнадцатого века
живописец и ювелир Джорджо Ваза0
ри потерял своего покровителя –
кардинал Ипполито Медичи умер.
Оставшись без заказов, Вазари
взялся за составление жизнеописа0
ний знаменитых итальянских худож0
ников, скульпторов и архитекторов.
Сведения о многих из них он соби0
рал по легендам и преданиям, пото0
му что со времени их жизни уже
прошли столетия. О некоторых –
писал по собственным воспомина0
ниям, потому что успел познако0
миться и даже поработать вместе с
ними. После первого издания труд
продолжал дополняться и перераба0
тываться еще восемнадцать лет,
чтобы выйти из печати в завершен0
ном виде под патронатом герцога
флорентийского Козимо Медичи.
Трудно переоценить роль, которую
труд Вазари сыграл в дальнейшем
формировании наших представлений
об истории и логике развития евро0
пейской культуры. Кто знает, как бы
мы сегодня относились к эпохе Воз0
рождения, если бы не эта книга?
Какую часть блеска и восхищения
перед Высоким итальянским Ренес0
сансом мы бы утратили, если бы не
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОРДЕНОНОСЦЕВ
Орден «Элитарх» IAй степени
Орден «Элитарх» IIAй степени