 
          
            12
          
        
        
          
            Э н ц и к л о п е д и я « Э Л И Т А Р Х »
          
        
        
          Внутри любого профессиональ0
        
        
          ного сообщества существует более
        
        
          или менее четкая иерархия, позво0
        
        
          ляющая отличить мастера от крепкого
        
        
          профессионала, а профессионала – от
        
        
          нахального самозванца. В здоро0
        
        
          вом, устойчиво функционирующем
        
        
          обществе часто возникает впечатле0
        
        
          ние, что такая система «распознава0
        
        
          ния мастерства» появляется сама
        
        
          собой, просто по велению здравого
        
        
          смысла. Казалось бы, достаточно
        
        
          трудиться талантливо и честно, и
        
        
          результаты не заставят себя ждать,
        
        
          коллеги и заказчики заметят тебя и
        
        
          признают. Однако здравый смысл
        
        
          перестает работать, по крайней
        
        
          мере, в двух случаях. Во0первых,
        
        
          профессиональная репутация не
        
        
          «вырастает» самопроизвольно, если
        
        
          цеховая организация превышает по
        
        
          численности три0пять тысяч чело0
        
        
          век. Этот предел обосновал и вычи0
        
        
          слил еще Аристотель, развивая
        
        
          идеи Платона об идеальном городе.
        
        
          Идеальный полис не должен превы0
        
        
          шать пять тысяч жителей, иначе
        
        
          классическая демократия – упра0
        
        
          вленческий апофеоз здравого смы0
        
        
          сла – перестает функционировать.
        
        
          Во0вторых, прочная репутация не
        
        
          может сама собой сложиться в слу0
        
        
          чае, когда профессиональное сооб0
        
        
          щество коррумпировано, то есть,
        
        
          знаки мастерства и профессиона0
        
        
          лизма продаются за деньги (как это
        
        
          произошло, например, с большин0
        
        
          ством научных степеней и званий).
        
        
          Жадность вообще лишает людей
        
        
          здравого смысла, а коррупция –
        
        
          особенно. Проблема усугубляется
        
        
          тем, что даже подозрения в продаж0
        
        
          ности достаточно, чтобы уровень
        
        
          доверия к знакам профессионализ0
        
        
          ма упал ниже необходимого. Заказ0
        
        
          чик ведь не станет сам разбираться,
        
        
          каким образом данный конкретный
        
        
          специалист получил свои престиж0
        
        
          ные звания и награды – если дове0
        
        
          рие к ним подорвано, все они обес0
        
        
          цениваются.
        
        
          Строительный бум последних
        
        
          десятилетий привел к стремительно0
        
        
          му росту количества людей, зараба0
        
        
          тывающих архитектурно0дизайнер0
        
        
          ским трудом (и, неизбежно, к сни0
        
        
          жению среднего уровня качества их
        
        
          труда). Механизмы контроля про0
        
        
          фессионализма в области архитек0
        
        
          турного проектирования, отлажен0
        
        
          ные еще в XIX веке, оказались кате0
        
        
          горически не способны справиться с
        
        
          потоком «новобранцев». Профес0
        
        
          сиональное сообщество давно пре0
        
        
          высило по своим размерам «предел
        
        
          Аристотеля», а общий кризис дове0
        
        
          рия в России и в мире вызвал
        
        
          быструю девальвацию традицион0
        
        
          ных знаков профессионального
        
        
          мастерства. Как крайняя, отчаянная
        
        
          мера возникло явление «звездных
        
        
          архитекторов» – немногочисленных
        
        
          авторов, пользующихся непререкае0
        
        
          мым авторитетом уже не в профес0
        
        
          сиональном, а в массовом информа0
        
        
          ционном пространстве. Профессиона0
        
        
          лизм «стархитекторов» подтверждал0
        
        
          ся их глобальной всенародной
        
        
          известностью, придавая им сомни0
        
        
          тельное сходство со звездами эстра0
        
        
          ды и кино. А для всех остальных
        
        
          остается только путь подражания.
        
        
          Сложилась странная ситуация, когда
        
        
          признаком настоящего специалиста
        
        
          стало повторение авторской манеры
        
        
          кого0либо из «звезд», а вовсе не уни0
        
        
          кальный собственный авторский стиль
        
        
          (что, казалось бы, естественно следует
        
        
          из творческого характера профессии).
        
        
          Например, совсем недавно весьма
        
        
          острый спор возник у меня с коллегой
        
        
          по цеху архитектурной критики, кото0
        
        
          рый искренне полагал, что делает боль0
        
        
          шой комплимент одному из российских
        
        
          архитекторов, всячески подчеркивая
        
        
          его сходство с авторской манерой
        
        
          Томаса Мэйна.
        
        
          В качестве исторического аналога
        
        
          сложившейся ситуации можно было
        
        
          бы привести время, переходное
        
        
          между Ренессансом и Просвещени0
        
        
          ем. В Западной Европе в этот период
        
        
          также оканчивался строительный
        
        
          бум, в результате которого резко
        
        
          выросло количество архитекторов и
        
        
          так же упало доверие к общеприня0
        
        
          тым знакам профессионализма.
        
        
          Тогда выход был найден в форме
        
        
          составления компендиумов – энцикло0
        
        
          педических словарей и сборников
        
        
          биографий тех, кого следует считать
        
        
          истинными мастерами.
        
        
          В середине шестнадцатого века
        
        
          живописец и ювелир Джорджо Ваза0
        
        
          ри потерял своего покровителя –
        
        
          кардинал Ипполито Медичи умер.
        
        
          Оставшись без заказов, Вазари
        
        
          взялся за составление жизнеописа0
        
        
          ний знаменитых итальянских худож0
        
        
          ников, скульпторов и архитекторов.
        
        
          Сведения о многих из них он соби0
        
        
          рал по легендам и преданиям, пото0
        
        
          му что со времени их жизни уже
        
        
          прошли столетия. О некоторых –
        
        
          писал по собственным воспомина0
        
        
          ниям, потому что успел познако0
        
        
          миться и даже поработать вместе с
        
        
          ними. После первого издания труд
        
        
          продолжал дополняться и перераба0
        
        
          тываться еще восемнадцать лет,
        
        
          чтобы выйти из печати в завершен0
        
        
          ном виде под патронатом герцога
        
        
          флорентийского Козимо Медичи.
        
        
          Трудно переоценить роль, которую
        
        
          труд Вазари сыграл в дальнейшем
        
        
          формировании наших представлений
        
        
          об истории и логике развития евро0
        
        
          пейской культуры. Кто знает, как бы
        
        
          мы сегодня относились к эпохе Воз0
        
        
          рождения, если бы не эта книга?
        
        
          Какую часть блеска и восхищения
        
        
          перед Высоким итальянским Ренес0
        
        
          сансом мы бы утратили, если бы не
        
        
          
            ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОРДЕНОНОСЦЕВ
          
        
        
          
            Орден «Элитарх» IAй степени
          
        
        
          
            Орден «Элитарх» IIAй степени